За последние три века в нашем регионе
накоплен большой опыт благотворительной деятельности, плоды которой мы ощущаем
и до сего дня.
В восемнадцатом столетии Урал вошел в историю
как Демидовский. Здесь находилось около 40 заводов, сыгравших значительную роль
в модернизации края в и преуспевании страны.
В истории Уфы известно много благих дел Ивана
Демидова. Он пожертвовал золотой
оклад для иконостаса Смоленского Собора; построил и, постоянно содержал, чугунный
мост через овраг и подходившие к нему дамбы. Во время строительства в городе
здания мужской гимназии передал 800 бревен.
Демидовы покровительствовали наукам и
искусствам. Поддержка изобретателей, предприимчивости и инициативы – одна из
подлинных фамильных ценностей этого рода. Павел Николаевич Демидов учредил «для
содействия науки, словесности и промышленности в своем Отечестве», очень
почетные Демидовские премии за труды в науке, технике, достижения в искусстве. Лауреатами
этой премии были химики Д.И. Менделеев, К.К. Клаус, математик П.А. Чебышев,
физиолог И.М. Сеченов и хирург Н.И. Пирогов.
Тогда же старшина Мул-Гайнинской волости Измаил Тасимов,
о котором через сто лет на юбилейном собрании в честь создания Горного кадетского
корпуса в Петербурге будет сказано, «что он поразил весь просвещенный мир», "с
товарищами" обратились в Берг-коллегию с ходатайством об открытии высшего
горного училища, на содержание которого обязались жертвовать по полушке с
каждого пуда поставленной ими руды (в дальнейшем из этих пожертвований и был
определен первоначальный годовой бюджет горного училища в 65 тыс. рублей. Указ
о создании горного училища был подписан Екатериной II 21 октября 1773 г., а фактическое
открытие состоялось 28 июня 1774 года. Ректор Горного института профессор И. В.
Мушкетов, выступая на стопятидесятилетнем юбилее института, сказал: «Башкирия
явилась первоисточником русского горного дела и Горного института в частности».
Впечатляют размеры пожертвований купечества
на военные нужды в 1812 г..
Так оренбургский третьей гильдии купец Федор Макарович Тугаев в качестве
пожертвований представил 325 руб. ассигнациями, серебряный шарф и темляк в 50
рублей. Деньги были перечислены на предмет снабжения вновь формирующегося костромского
4 пехотного полка. Уфимские купцы и мещане пожертвовали на обмундирование и
снабжение обоза этого полка 1345 руб. ассигнациями. В трех городах губернии
было собрано еще более 2 тыс. рублей. Дополнительно, в пользу воинов,
положивших живот свой за Отечество, раненых и всех тех, кои потерпели бедствие
от неприятеля», в губернии купцами и мещанами было пожертвовано более 3 тыс.
рублей асс.
Подарок башкиро-мещерякского войска в 1813 г. был живым - 4139 лошадей.
На восстановление Свято-Донского монастыря башкиры передали 1000 рублей.
За активное участие и героические подвиги мусульман в Отечественной
войне 1812 г. по указу императора Александра I мусульмане получили право
построить мечеть в Москве в Татарской слободе.
В Уфе на Большой Казанской, в
доме 27, находился Уфимский попечительский о бедных комитет и дамское его
отделение, одно из самых старейших учрежденных в Уфе благотворительных обществ.
Комитет заботился не только о постоянной денежной поддержке семей, но и
обеспечивал нуждающихся работой, вещественными пособиями и продуктами.
Комитетом был устроен приют для престарелых женщин, бесплатное лечение бедных
больных в лечебнице. При нем же находилась особая мастерская с 6 машинами,
предоставляемыми в бесплатное пользование бедным женщинам.
Содержание, устройство и
расширение заведения было собственно задачей мужского отдела Комитета. Список
учреждений его был обширным. Среди них: общество вспомоществования
недостаточным воспитанникам Уфимской гимназии при поступлении в университет.
Особой энергией отличалось общество попечения о раненых и больных воинах. Кроме
этого было еще губернское попечительство для пособия нуждающимся семействам
воинов. К ним же примыкал комитет для попечения о вдовах и сиротах, убитых на
войне и даже уфимское окружное общество подаяния помощи при кораблекрушениях.
Большой проблемой городов и деревень были
нередко случавшиеся пожары. Общая угроза сплачивала людей. Застройка и благоустройство города Уфы после
многочисленных пожаров (1803, 1804, 1815, 1816, 1821 г.г.) происходили во
многом на средства уфимского купечества, поскольку выделяемых местной
администрацией средств было слишком мало. К примеру, после пожара 1821 г. на средства
владелицы Симского горного округа, помещицы Ирины Ивановны Бекетовой, была
застроена целая слобода. Своими
пожертвованиями оставила долгую память в истории города – улицу, называемая
сейчас Мустая Карима, до революции знали как Бекетовскую. В 1806 г. Ирина Ивановна
пожертвовала 35000 рублей на содержание милиции в Оренбургской губернии, позже
5000 рублей на устройство Неплюевского военного училища.
В честь почетного гражданина города купца 2
гильдии Николая Кондратьевича Блохина, известного мецената, улица Кавказская
называлась Блохинской. В честь старожилов купцов Калмацких, также была названа
улица, которую все сейчас знают как улицу Чернышевского.
В 1875 г. по инициативе
городского головы города Уфы Д. Волкова возникает идея о создании
Вольно-пожарного общества. Пожарный обоз был сформирован благодаря
ассигнованиям самого городского самоуправления, а также пожертвований горожан
(А.Д. Дашков, В.С.Губанов). Средства общества составлялись из членских взносов;
ежегодного пособия от города, частных пожертвований разных лиц. К 1881 году оно
насчитывало 247 членов.
«В Уфе
нет ни одного благотворительного учреждения, где бы Базилевский не принимал
участия». Эта оценка характерна для многих поколений рода Базилевских. На их
средства переиздана «Топография Оренбургского края» П.И. Рычкова. На постройку
городского театра было пожертвовано 12 тысяч рублей.
(На строительство ушло всего 23 326
рублей). Устройство Старицкого затона близ Нижегородской
слободы, изменившего русло реки Белой стоило
6 тысяч рублей. Ежегодно отчисляли 2 тысячи рублей в пользу бедных. Перестройка
Крестовой церкви в Архиерейском доме
обошлась в 5 тысяч рублей, более 30 тыс. рублей вложено в строительство городского водопровода. Не
случайно часть улицы Центральной (Ленина) от парка до Пушкинской называли Базилевской.
В городе Уфе, открываемые в
1880-х учебные заведения начального
образования никак не успевали за демографическим скачком. Из-за переполненности
городских начальных училищ учеников приходилось брать не только по конкурсному
экзамену, но и по жребию. Меценаты города старались учреждать бесплатные места
для сирот и детей бедных родителей. Специальная статистика по этому вопросу не
велась, но в одной из юбилейных изданий Уфимского городского самоуправления
приводятся такие цифры: в семи городских приходских училищах и Александровское
ремесленное училище «…к 1 января 1896 года бесплатно обучалось девочек 500 и мальчиков 657».
В обустройстве Александровское
ремесленного училища серьезный вклад
внесли гласные Дашков А.Д. и Эверсман Н.Э., пожертвовав около 700 рублей. Обучение в нем было четырехгодичным и
бесплатным для всех сословий.
Богатые купцы и мещане часто
выступали спонсорами этих учебных заведений: делали за свой счет ремонт
помещения училища, закупали необходимую учебную литературу. Сергей Львович
Сахаров купец 1 гильдии потомственный почетный гражданин г. Уфы, городской голова
в 1891-1893 гг. являлся почетным попечителем и благотворителем Первой уфимской
правительственной мужской гимназии. Снабжал её необходимым учебным и техническим
оборудованием, обустраивал гимназическую (домовую) церковь, материально
поддерживал гимназистов из малообеспеченных семей. Имя Сахарова связано с
постройкой уфимского почтамта и телеграфа.
При Уфимском
землемерном училище было общество вспомоществования для малоимущих учащихся от
заинтересованных в землемерах организаций, обязывавших своих стипендиатов отслужить
по окончании курсов в заранее оговоренном месте.
Большая заслуга всего купеческого
общества города Уфы состояла в том,
чтобы на свои капиталы построить Общество взаимного кредита, которое взяло на
себя финансирование строительства здания и содержание
здание коммерческого училища и
торговой школы, отчисляя ежегодно 20% чистой прибыли
от операций. Закончившие курс ученики, удостаивались определенных социальных
привилегий. Некоторые из них могли быть удостоены звания почетного гражданина,
отличники получали звание кандидата коммерции.
Для стимулирования пожертвований
городские власти присваивали городским социальным учреждениям имена основных
спонсоров, награждали за общеполезную деятельность званием почетного гражданина
города, присваивали стипендиям и пособиям имя жертвователя.
С 1877 года в Уфе открылись
народные чтения, чаще всего финансируемые
за счет частных пожертвований. Например, личные 100 рублей для развития народных чтений
на приобретение «волшебного фонаря» внес Г.В.Гутоп. В 1891 году на средства купца
и городского головы С.Л. Сахарова была открыта Городская общественная
библиотека. В Стерлитамаке при общественном собрании города с 1872 года также
работала библиотека. В Белебее было выстроено здание народного собрания, где
были библиотека и действовал самодеятельный театр.
С именем
Дашковых связано не только
модернизация промышленности, сельского хозяйства в крае, но их деятельность в
реализации земских реформ во второй половине XIX – начало ХХ века.
Дмитрий Дмитриевич Дашков жертвовал крупные
суммы денег на строительство земских школ, на выдачу пособий учителям Благовещенской
учительской семинарии. Автор многих работ по педагогике. В Благовещеской учительской
семинарии была учреждена стипендия его имени.
Андрей Дмитриевич
Дашков выделял средства на содержание Уфимского детского приюта. В 1876 г. передал земельный
участок с постройками для Благовещенской женской семинарии, в н. XX в. подарил библиотекам Уфы 4 тыс. экземпляров книг из своего собрания.
Пожертвовал на нужды образования 50 тыс. руб., способствовал созданию школы
огородничества, пчеловодства и плодоводства (около дер. Ляхово Уфим. Уезда).
Земством учреждена стипендия его имени.
Федор Егорович Чижов еще одна
легендарная личность в истории края. Уфимский купец 1-й гильдии, крупный землевладелец и лесопромышленник,
городской голова города Уфы в 1887-1888 г., вышел из крепостных
крестьян Катав-Ивановского завода. В 1900 г. министр внутренних
дел Сипягин делал доклад императору «Уфимский губернатор сообщает, Федор и
Александр Чижовы пожертвовали городу Уфе для учреждения постоянной больницы два
дома с полною обстановкою на 30 кроватей, стоимостью 10824 рубля». Больница на
улице Телеграфной (Цюрупа 46), так и называлась Чижовской. Сверх этого он
пожертвовал в Катав-Ивановском заводе для приюта каменный двухэтажный
деревянный дом под больничное помещение и многое другое. Будучи городским
головой (1891-1893), и гласным Федор
Егорович состоял попечителем детских приютов, где делал немало пожертвований на
устройство и их содержание. После его смерти в Некрологе в «Уфимских
епархиальных ведомостях» сообщалось, что он был блюстителем при Уфимском
мужском духовном училище, где совместно со Стахеевыми устроил новую домовую
церковь, иконостас и многое другое для храма.
Братьям Алексею и Николаю Кондратьевичам
Блохиным принадлежали многие инициативы. В честь столетия фирмы ими была
учреждена больница на 24 койки. Задолго до этого они основали частную публичную
библиотеку из 3000 томов. Находилась она в этом же доме. В 1912 г. передали ее городу.
Объединившие свои капиталы 12 представителей
рода Стахеевых в 1904 г.
открыли торговый дом, известный своими операции далеко за пределами
Волжско-Камского края. Все представители этого рода построили в Уфимской
губернии 11 церквей, пожертвовали во время строительства Уфимского
Воскресенского кафедрального собора колокол в 500 пудов. На строительство
здания Уфимского детского приюта также было перечислено 500 рублей. И.И.
Стахеев пожертвовал Пророко-Ильинскому монастырю в Мензелинске капитал в 6
тысяч рублей. В период голода в 1907
г. И.Г. Стахеев ежемесячно отпускал по 60 пудов хлеба в
распоряжение земства для наиболее нуждающихся.
В 1880-х гг. среди благотворителей мусульман
выделялась невестка Мухамедьяра Султанова, муфтия Оренбургского магометанского
Духовного собрания - Марьям Тимербулатовна Султанова. Ее имя носит сейчас медресе. Она принадлежала к роду Акчуриных, известных
купцов и фабрикантов Симбирской губернии и Поволжья во второй половине 19
в. Акчурины строили, содержали мектебы и
медресе, финансировали учебу талантливой молодежи. Еще будучи выпускницей
Казанской гимназии мечтала она посвятить свою жизнь просвещению детей. Выйдя
замуж за гласного городской Думы Арслана Али Султанова, она вместе с мужем
активно занялась проблемой открытия и обустройства школы для девочек из
мусульманских семей и медресе «Галия». Было предложено учредить стипендии за
успехи в учебе гимназистов из малообеспеченных семей.
В 1906 г. Марьям Султанова – председатель
дамского мусульманского комитета, созданного для оказания помощи мусульманским
учебным заведениям губернии, учащимся гимназий, а также студентам –
мусульманам. Приют для мальчиков-мусульман и престарелых также поддерживался
возглавляемым Султановой комитетом. После смерти отца, она отдает дом-подарок отца
под приют для девочек-сирот.
Тимербулат Акчурин (1826-1906). Во время
голода в январе 1881 г.
он открыл бесплатную столовую для малоимущих в деревне Старое Тимошкино.
Ежедневно в ней питалось от 150 до 320 человек. За благотворительность в 1895 г. Т. Акчурин был
награжден золотой медалью «За усердие». В годы русско-японскуой войны Т.
Акчурин открыл больницу для лечения больных и раненых. После пожара в 1905 г. уничтожившем в
деревне Тимошкино 240 домов он обеспечил около 1000 человек погорельцев едой,
одеждой, дровами, семенами, помог деньгами.
Очень высок был авторитет в исламском мире и
у Ибрагима Курамшиевича Акчурина. Владел несколькими иностранными языками.
Интересен круг его общения: Ш. Марджани, И. Гаспринский, С. Джантюрин, З.
Валиди. В 1915 г.
после смерти муфтия Султанова его имя называлось в числе кандидатур на
должность муфтия России. Он был владельцем нескольких домов в Уфе - попечителем многих учебных заведений, в
том числе и медресе «Хусаиния» в Оренбурге.
Известные золотопромышленники купцы Рамеевы уделяли
большое внимание вопросам просвещения. По воспоминаниям близких «После смерти
отца Шакир-бай свою первую золотую добычу отдал целиком на строительство
Муллакаевского медресе в Баймакской волости. В начале прошлого века это медресе
снискало славу выдающегося учебного заведения. В одной только Бурзянской
волости Шакир-бай построил больше 50 мечетей». Практически во всех селах,
общества которых передавали земли под прииски, строились мечети и открывались
школы. Постоянно заботились о развитии Юлукской медресе, возведенной на их
средства. Рамеев Мухамет Шакир Садыкович в 1902 г. выстроил во дворе I-ой соборной мечети города Стерлитамака
каменное здание медресе стоимостью 1 тысяча рублей. Сделал он это по просьбе
своего племянника, имама и мудариса мечети Мухаммед Гарифа Рамеева. В 1916 г. душеприказчики М.Ш.
Рамеева передали акт дарения участка земли в 12 десятин земли Стерлитамакскому
женскому медресе. В 1917 году в ответах на анкеты Постоянной Совещательной
Конторы золотопромышленников Управление компанией наследников Рамеевых
докладывает о наличии больницы на 10 мест и избы-читальни.
Неоценима их роль в деле распространения
грамотности, формировании активной гражданской позиции мусульманского населения
края. Этому способствовала издательская деятельность Мухамет Закира Рамеева и
его сотрудничество с просветителем и религиозным деятелем Ризаитдином
Фахретдиновым. В 1906 г.
вместе со старшим братом Ш. Рамеевым предпринял выпуск газеты «Вакыт» и журнала
«Шура». Входил в состав попечительского совета медресе «Хусаиния» (Оренбург) и
ряда других мусульманских школ. Избирался депутатом первой Государственной
Думы, активный сторонник панисламистского движения.
Ризаитдин Фахретдинов в Оренбурге был
председателем Совета, ведавшего фондом, завещанным миллионером Хусаиновым. Из
этого фонда выдавалось несколько стипендий в высшие и средние школы.
В 1906 г. в уфимской газете появилось объявление о том, что в городе открывается
духовное высшее медресе «Галия» и, что обучение будет бесплатное. Во время
открытия мусульманские купцы пожертвовали медресе 2000 руб. на развитие. Суфия
Джантюрина передала 1000 руб., Садретдин Назиров 300, Бадретдин Назиров 100,
Абдуллатиф Хакимов (основатель 4 соборной мечети) - 100. В феврале 1907 г. встал вопрос о
строительстве собственного здания. На эти нужды были обещаны деньги С.
Джантюриной 10 тысяч руб., С. Назировым – 1 тысяча, Кутлумухаметом Алкиным –
две, Магипарвой Шейхалиевой – три тысячи. Фаткулла Ягудин обещал 50000 кирпичей.
По окончании строительства стоимость здания составила 40 тысяч рублей. Разницу
в 14 300 рублей внес купец С. Назиров. Всего на постройку здания медресе
он выделил 25 тысяч рублей. Марьям Султанова подарила 1000 аршинов сукна.
Мухаметхафиз Хабибуллин, купец 1 гильдии. Он был попечителем всех четырех мечетей села и
школ в Большой Оке, построил женскую школу,
помогал строить церкви и мечети в селениях. Большие суммы денег внес на
строительство Красноуфимской церкви, соборной мечети в Петербурге, мечети в
Рыбинске.
Участие в делах просвещения и культурного
строительства становится для многих предпринимателей долгом, подкрепляемым
уверенностью в общественной пользе. На фоне нищенских государственных субсидий
роль частных жертвователей была особенно велика.
Объявивший о своем открытии в 1864 г. Краеведческий музей,
поначалу располагал лишь 1270 рублями экстраординарных средств Статистического
комитета. У музея не было даже своего лицевого счета. На заседании 15 апреля 1865 г. решено было
прибегнуть к частным пожертвованиям со стороны лиц, сочувствующих этому делу и
заинтересованных им. К уже к 1872
г. накопилось денежных средств на сумму 4428 рублей.
Отмечали И.Ф. Базилевского; Д.Е. Бенардаки; Бир-Мухаммеда и Джантюрина, было
много пожертвований по 100 руб., и строительными материалами.
Таким образом, благодаря щедрости и заботам
граждан и многих просвещенных лиц, возникло каменное двухэтажное строение с
местом для дендрологического сквера. Вся операция постройки здания обошлась
только в 9605 руб. Музей патронировал попечительский комитет, возглавлял
который сам губернатор. Удивительным образом, идея музея в губернии была столь
высока, что на его развитие и в годы Гражданской войны, жертвовали частные
лица, не отказывали в помощи и власти, причем как красные, так и белые.
В апреле 1909 г. Уфимская губерния
собиралась отмечать 50-летие со дня кончины Сергея Тимофеевича Аксакова. Тогда
же губернатор А.С. Ключарев выступил с инициативой создания Аксаковского
народного дома. Проект был смелым – сооружать его предложено было на
добровольные пожертвования. Тогда же был организован Комитет по организации строительства
«Аксаковского народного дома». В газете Уфимский край
публиковались списки тех, кто вносил пожертвования – «аксаковскую копеечку». О
расходах также отчитывались всенародно. На постройку по приблизительным подсчетам
предполагалось израсходовать 300 тысяч рублей. Реально – сумма выросла до
полумиллиона. Как не трудны были хлопоты по сбору этих средств, Аксаковский Народный
дом в настоящее время является одним из красивейших объектов архитектурного и
культурного наследия.
На средства купцов повсюду
строились храмы. Уфимский купец Данила Степанович Жулибин на месте одной
из старых сгоревших церквей Уфы осуществил постройку новой церкви в честь
Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь). Освещена в 1817 г.
Собор Казанской
божьей матери в Стерлитамаке (1837-1850)
Строительство
храма велось на средства, собранные горожанами. Попечителем строительства был
купец В.Н. Коновалов, сбором денег ведал К.Я. Щиголев. Колокол для собора весом
200 пудов с надписью “Жители Стерлитамака! Памятуйте о фамилии Базилевских!”
был отлит на средства сына Стерлитамакского протоиерея, мецената Ивана
Федоровича Базилевского. Им же был заказан в Академии художеств в
Санкт-Петербурге иконостас, для которого известный российский художник М.Н.
Воробьев выполнил икону.
Храм Рождества Богородицы построен менее чем
десять лет (1901-1909) практически единолично Никифором Мироновичем Патокиным.
Известный уфимский купец – благотворитель вел обширную торговлю в гостином
дворе, имел дома на улице Центральной (ныне ул. Ленина 35 и 37). Выросший в
нужде и лишениях, разбогатев, он не забывал помогать ближнему.
После закладки фундамента церкви Рождества Богородицы,
выяснилось, что не хватает средств на строительство, завершение которого взял
на себя Патокин. Он вложил в это предприятие
столько денег, что пришел в страшное разорение, продал лавку, перестал
держать работников и сам, несмотря на пожилой возраст, занялся розничной
торговлей. Ходил по рынку и торговал иголками и булавками. Но сооружение храма
закончил в 1909 г.
Храм неоднократно перестраивался. В 1972 г. едва не был снесен.
В 2005 г.
по проекту архитектора К. Донгузова храм
восстановлен.
Одним из редких храмов в Уфе является
Спасская церковь на улице Большой Казанской. Строилась она 20 лет на
пожертвования прихожан. В их числе священники Несмелов и Аманацкий, губернский
прокурор Г. Горбовский, купцы И. И. Бекетова – завершения инициативы по строительству
храма не предвиделось. В устройстве церкви усердно участвовали в течение девяти
лет купец Любимов, многие прихожане и просто уфимские жители. Среди лиц,
сделавших пожертвования во время ремонта в 1898 г., упоминаются Ф.Г.
Чижев, Г.А. Деев, В.И. Виденеев, Н.К. Блохин, А.А. Скрипов. В 1903 г., по завещанию
почетного гражданина Уфы Ф.Г. Чижева, были обновлены приделы в честь святителя
Николая и Рождества Христова.
Большую Казанскую – одну из важнейших и
старинных улиц города замыкала, заложенная в июле 1886 г. в честь 300-летия
основания Уфы и в память Александра II -
Александро-Невская часовня. Строительство велось на средства городской думы и
частных лиц. Большие взносы внесли купцы Н.К. Газе, С.М. Ларионов и В.К.
Гирбасов. Строилась она три года, освещена в 1889 г.
Первую соборную мечеть г. Уфы строил купец 2
гильдии Мукмин Тагиров Хазмитев. Строительство обошлось ему в 12 тысяч рублей
серебром.
29 апреля 1827 года муфтий Г. Габдрахимов
обратился с просьбой на месте пустопорожнего квартала, где было когда-то (до
1821г.) губернское правление, построить здание мечети и дом для приезжих.
Постройки возводились на средства купца М. Тагирова и добровольные
пожертвования прихожан, а дом муфтия на средства казны.
Хакимов Абдуллатип Абдулхакимович вел обширную торговлю мануфактурными и
бакалейными товарами с оборотом с оборотом в 300 тыс. руб. в год. В 1906-1908
гг. на личные средства построил на улице Бекетовской 9,11 (ныне М. Карима)
мечеть с двумя минаретами, при которой была открыта магометанская школа.
Состоял членом Уфимского губернского управления Российского общества Красного
креста, был одним из учредителей в 1898 г. Попечительства о бедных мусульманах г.
Уфы и членом его Попечительского Совета. Субсидировал содержание уфимского
медресе «Галия» и издание местной газеты «Аль-Галями-аль-Ислами». За
благотворительную деятельность Уфимская городская дума присвоила ему звание
потомственного почетного гражданина г. Уфы.
Хакимов Мухамет-Назир Абдуллатипович, уфимский
купец 1 гильдии, сын бугульминского купца АА.Хакимова. Его ежегодный торговый
оборот составил более 1 млн. рублей. В 1908-1916 гг. состоял гласным Уфимской городской
думы. В 1913 г.
Был избран членом Попечительского Совета Уфимского коммерческого училища, в 1915 г – председателем
благотворительного общества о бедных мусульманах Уфы. От мусульманского
общества избирается делегатом в Милли Меджлис, в конце работы которого вошел в
состав Назрата финансового Управления тюрко-татар мусульман внутренней России и
Сибири (Миляи идара).
Среди
его дочерей была Асьма Хакимова, которая во время свадьбы передала свои подарки
в благотворительный фонд.
Политика государства на поощрение частной
благотворительности была очень эффективной. Многие купцы за внесенные
пожертвования рассчитывали получить награды от российского правительства.
Ордена и гражданские чины не только повышали общественную значимость и
респектабельность предпринимателей, но и позволяли выйти за пределы
сословно-социальной обособленности, часто открывая реальные возможности для качественного
изменения своего общественного положения. Так в 1803 г. уфимскому городскому
голове Василию Петровичу Шишковскому была пожалована золотая медаль на алой
ленте для ношения на шее «за подвиги» и пожертвования в общественную пользу.
Также важно понимать, что способствовало
развитию благотворительной деятельности. Здесь очень важным был пример и усилия
первых лиц государства.
Известно, что в 1802 года император Александр I учредил
«Благодетельное общество», которое, согласно своему уставу, должно было «не
только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно
стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и
промышленностью себя пропитывать могут».
После пожара 1816 года в городе Уфе, по личному
распоряжению Александра I погорельцы
получили долгосрочный кредит на новую застройку. В 1824 году все ссуды были
«прощены». В 1820 году император пожаловал городу 100 тысяч рублей на
строительство плашкоутного моста через речку Белую, который был установлен в
1835 году.
По другой версии 100 тыс. руб. от императора
горожане получили после пожара 1821 года. А в 1826 г. вышел Высочайший манифест,
по которому с лиц, вовремя выстроивших дома, слагалась половинная часть
выданной суммы.
В 1807 г. был издан Высочайший манифест «О дарованных
купечеству новых выгодах, отличиях,
преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых
предприятий».
В 1832 г., при Николае
I на смену званию «именитый
гражданин» пришло звание «почетный
гражданин, которое присваивалось императорскими указами, в том числе при
обязательном учете благотворительной деятельности. В 1850 г. в Оренбургской
губернии таковых было 11 человек.
Общественные реформы 1860-х
годов, осуществленные во время правления Александра II стали благоприятной почвой для развития
меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали
новые благотворительные общества и фонды, появились организации, объединявшие
людей по профессиональным признакам, уровню образования, месту проживания,
склонностям. Широкое распространение получили бесплатные учебные заведения для
мало обеспеченных, где педагоги работали безвозмездно — например, воскресные
школы.
Во время визита императора Николая II в июне 1904 г. в Уфу и губернию, начальнику губернии было передано 2 тысячи
рублей для раздачи беднейшим жителям города Уфы.
Его внимание к благотворительной
деятельности выражалось и в поощрении известных благотворителей. В Уфе Ираида
Алексеевна Чижова всегда была членом губернского попечительства детских
приютов. Особенно активной ее благотворительная деятельность была во время
войны. Она отдавала свои дома беженцам, помогала раненым. Она получила все
возможные женские официальные правительственные награды. Объем ее благотворительной
работы был незаурядным. Во время войны ее уже нечем было награждать. Николай II
поблагодарил ее бриллиантовой веткой сирени, величиной чуть не в полстакана.
В последние годы многое сделано, чтобы
вспомнить имена людей созидателей, проявивших себя в разных областях
деятельности, продолжить духовно-нравственные традиции распространения идей
благотворительности и бескорыстного служения общественным интересам.
В этом состоит и миссия Благотворительного фонда
«Урал» – развитие традиций созидания и социальной
взаимопомощи народов Республики Башкортостан.