Работа ведет в рамках исполнения поручения главы государства
Когда необходимы прорывные действия для улучшения социально-экономической ситуации в стране ключевым вопросом встает кадровый. Именно от уровня знаний, опыта работы, компетентности и личных человеческих качеств как руководителя, так и работника в первую очередь зависит успех дела. Как говорится, человек создает, человек уничтожает. Один может возродить погибающее предприятие и сделать его передовым, другой, наоборот, своим непрофессионализмом привести к банкротству успешно работающее производство.
Поэтому неудивительно, что кадровый вопрос во главу угла ставит и глава государства. Но Владимир Владимирович копнул глубже и точечно: в ежегодном послании Федеральному Собранию президент поручил активизировать работу по выявлению и работе с одаренными детьми. «Как уже успешный заявил о себе образовательный центр для талантливых ребят «Сириус». Считаю, что нам нужно целое созвездие таких площадок, и рекомендовал бы главам субъектов Российской Федерации подумать о формировании в регионах на базе лучших вузов и школ центров поддержки одарённых детей» - говорится в послании президента, прозвучавшем 1 декабря 2016 года.
Внимание к поддержке одаренных на высшем государственном уровне – посыл серьезный. Поручение нужно выполнять. Для проработки этого вопроса в прошлую пятницу состоялось выездное заседание комитета Госсобрания – Курултая республики по образованию, культуре, спорту и молодежной политике. Председатель комитета Эльвира Аиткулова собрала свой коллектив, а также представителей образовательного сообщества в Социально-образовательном центре «Салихово», что находится в Чишминском районе республики. Выбор места не случаен: на сегодняшний день именно этот центр – подразделение Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы, смог аккумулировать и воплотить в жизнь многие педагогические наработки по работе с одаренными детьми.
Напомним, что «Салихово» - это совместный проект БГПУ им.М.Акмуллы и Благотворительного фонда «УРАЛ», который реализуется уже на протяжении более трех лет. Администрация Чишминского района выделила заброшенную школу в с.Салихово, которая на средства фонда была полностью отремонтирована, оснащена мебелью и оргтехникой, созданы комфортабельные комнаты для проживания, столовая, а территория облагорожена. Получился загородный университетский кампус на 60 мест, где с одаренными дети отдельно занимаются педагоги разных вузов по специальным программам (заезд длится 1-2 недели). Здесь есть и бассейн, и пруд, и зимний сад, и территория для активного отдыха.
А попадают дети в «Салихово», пройдя через сито интеллектуальных испытаний, различные олимпиады и конкурсы. Система эта выстраивалась вузом на протяжении многих лет и вот сейчас успешно работает, доказывая эффективность. Фонд «УРАЛ» понимая значимость проекта работы с одаренными детьми для республики, с самого начала его поддержал. Всего фондом на эти цели университету за прошедшие три года было выделено 58,2 млн. руб.
Прошедшее заседание получилось расширенным. На нем присутствовали заместители председателя профильного комитета Александр Семак и Ирек Зарипов, члены комитета Эдуард Саитбаталов и Загир Хакимов, министр образования республики Гульназ Шафикова, директор Института экономики и сервиса Уфимского государственного нефтяного технического университета Наталья Солодилова, глава Администрации Чишминского района Флюр Уразметов, заместитель главы Администрации г.Уфы Сынтимер Баязитов, начальник Управления образования г.Уфы Елена Хаффазова, сам ректор вуза – член комитета Равиль Асадуллин и другие.
Эльвира Ринатовна подчеркнула, что для реализации поручения главы государства необходимо найти ответы на несколько очень важных вопросов. Что из себя представляет в настоящее время региональная система работы с одаренными детьми? Насколько она соответствует потребностям территории и запросам населения? Какие необходимы меры, чтобы усилить координационную работу в этой области?
Гульназ Радмиловна рассказала об опыте других регионов, привела данные о результатах участия школьников из республики во всероссийских олимпиадах. Глава министерства отметила необходимость создания регионального центра по работе с одаренными детьми, который объединил бы опыт работы в этом направлении ведущих вузов и школ республики. Научно-методический центр развития образования, одаренности и профессионального самоопределения обучающихся, действующий в структуре Института развития образования РБ в составе трех человек, сегодня однозначно недостаточен для выполнения поставленных задач.
О методах выявления одаренных детей и работе с ними рассказали представители системы образования г.Нефтекамска, Хайбуллинского района, г.Туймазы и Уфы.
Обсуждение показало, что наработок по рассматриваемой теме сегодня много. Есть два подхода к одаренности: первый – все дети одаренные, нужно только помочь им развить эти качества; второй – одарены лишь отдельные дети, их нужно выявить и работать с ними. Исходя из этого и формируются на местах методы работы.
Сейчас парламентариям совместно с правительством республики предстоит окончательно определиться, какой будет региональная система работы с одаренными детьми. Именно система, учитывающая многие факторы и наработки и целенаправленно действующая в целях усиления потенциала республики и страны. Можно попробовать встать под крыло «Сириуса» и претендовать на федеральное финансирование. Можно работать самостоятельно, тем более что местные наработки у нас достаточно серьезные. Но одно ясно – «Салихово», рожденное еще раньше «Сириуса», должно стать ключевым звеном в этой цепочке.