О чем рассказывает история
История хороша для тех, у кого она есть, смешна для тех, у кого ее нет и бесполезна для тех, кто ее не помнит.
Что общего между селом Ариево Дуванского района и деревней Сарт-Наурузово Кармаскалинского района Башкортостана, разделенными почти 300 км пути? Мало кто задумывается, но коренные жители этих поселений имеют общие корни и являются представителями одного башкирского рода Сарт.
Башкирский народ разнообразен. В его составе 49 родов, представители которого отличаются своей внешностью, цветом волос и глаз, своим говором, характером, традициями. В прошлом башкир в первую очередь осознавал себя представителем определенного родового клана и лишь затем частью башкирского народа. Для сегодняшнего дня характерен обратный отсчет идентичности: «я, в первую очередь, башкир и только потом кыпчак, табынец, еланец, сартинец и т.д.». В любом случае важнейшими составляющими личностного самоопределения для большинства башкир являются оба уровня идентичности.
Большинство башкирских родов после вхождения в состав Русского государства продолжали свое существование в виде самостоятельных волостей с юридически закрепленной за ними землей. В их ряду был род Сарт (Һарт), давший название трем Сартским волостям. Первая располагалась на Сибирской дороге Башкирии (с конца XVIII в. на территории Троицкого и Уфимского уездов), вторая - на Ногайской дороге (с конца XVIII в. в Стерлитамакском уезде, затем в Уфимском), третья - в Исетской провинции (с конца XVIII в. в Челябинском уезде). Сарты вошли в состав башкирского народа в два периода: в первый раз в средневековье (X-XII в.), второй - в начале XVIII в.
Сегодня поселения, основанные башкирами-сартами, находятся на территории Дуванского, Иглинского, Чишминского, Кармаскалинского районов Башкортостана, а также Сафакулевского района Курганской области.
Поселения башкир-сартинцев Дуванского района РБ
Крупнейшая группа сартских башкир расселена на северо-востоке Башкортостана, на левобережье р.Ай, ныне в Дуванском районе республики. Отметим, что здесь все башкирские деревни Сартской волости были заново восстановлены, возрождены и отстроены на старых или новых местах вместо сожженных в ходе подавления восстания 1735-1740 гг.
Деревни Арий (Ариево) при р.Анзяк (названа по имени первопоселенца Арыя), Абсалям (Абдусалям) при р.Анзяк. С начала XX в. известны Верхнее и Нижнее Абсалямово. Одна из них известна с 1816 г. под названием Ахметово.
Деревни Маржангул, Мулькат (Габдулзелилово) при р.Анзяк, Халил, Кисяубай (после 1926 года вошла в состав Халилово), поселок Каракулево,
В чиcле поселений башкир-сартинцев Иглинского района республики - Сарт-Лобово(Сарт-Лабау) при р.Лабау (приток р.Белой), Чишминского района - Сарт-Хасаново (нынешнее название- Илькашево).
Поселения башкир-сартинцев Кармаскалинского района РБ
Сарт-Наурузово (Наурузова, Наврузово) - деревня, основанная сартами, выходцами из Средней Азии. Они были припущены в Курпеч-Табынскую волость в 1739 г. в качестве совладельцев, а затем образовали отдельную Сартскую волость. Известен ее первопоселенец по имени Науруз. Ревизия (перепись) в 1795 г. зафиксировала в д.Наурузово 30 домов со 152 жителями-башкирами, в 1816 г. 37 домов с 202 жителями-башкирами, в 1859 году - 56 дворов с 223 жителями-башкирами.
В 1860 г. в Сарт-Наурузово появились припущенники, которые происходили из д.Тынламас нынешнего Актанышского района Татарстана. Это были 46 башкир, 78 тептярей, 10 мишарей. В 1861 г. из д.Тукаево Булярской волости Мушугинской тюбы прибыло 85 тептярей, из д.Усы - еще 46 тептярей. Из д.Каскиново того же уезда переехало сюда 3 семьи башкир, из д.Ильтимирево - 7 тептярей, из д.Новоалимово (ныне в Актанышском районе Татарстана) - 49 тептярей. Всероссийская перепись населения 1917 г. учла в Сарт-Наурузово 198 дворов, где проживало 879 жителей: башкир и тептярей, причем большинство сословных тептярей были этническими башкирами. Менгли-Мулла Абдуллин (1912 г.р.), происходивший из башкир-припущенников Мензелинского уезда, поселившихся в Сарт-Наурузово, вспоминал: «Башкиры-вотчинники (асаба-башҡыртлар) дразнили нас татар-чувашами (татар-сыуаш). Во время детских игр на улице часто случались подобные перебранки, на что мы отвечали: “Мы - не татар-чуваши, а магазинные башкиры (мөгәзәйле башҡыртлар)”. Ныне мы давно уже породнились с асабами (вотчинниками)».
Чуть выше по течению р.Агидель расположено еще одно селение, основанное сартскими башкирами, - Сарт-Чишма. Особенностью семейно-брачных отношений мусульман д.Сарт-Наурузово и Сарт-Чишмы было то, что среди них было немало многоженцев, то есть практиковались полигамные браки. Сегодня деревни Сарт-Наурузово и Сарт-Чишмы практически объединены расположившимся между ними селом Прибельский, становление которого связано со строительством там Карламанского сахарного завода.
В числе сартских поселений района также д.Курыкарлыманово (Сухой Карлыман, в последующем исчезла с карты) - поселение, возникшее в 1812 г., когда здесь обосновалось 3 семьи (17 чел.) из д.Сарт-Наурузово.
Поселения башкир-сартинцев в Сафакулевском районе Курганской области.
Абдрашит (Сарт-Абдрашит), Баязит на оз.Сарт-Куль (выселок д.Абдрашит), Мышакай (другой выселок д.Абдрашит), Азналино (Азналы), Султанова (Султаново Большая). Заметим, что сартинцы этих поселений первоначально жили в д.Сарт-Лабау нынешнего Иглинского района, но из-за нехватки земель перебрались в Зауралье. Здесь их в 1715 году припустили к себе башкиры Мекетинской (Бикатинской) волости и интегрировали в состав башкир-асаба (вотчинников). Аул Сарт Мекетинской волости располагался близ оз.Малые Аллаки нынешнего Каслинского района Челябинской области. Однако мероприятия правительства по колонизации башкирских земель вновь привели к дефициту земли. Поэтому в конце 40-х годов XVIIIвека эта группа башкир рода Сарт переселилась в юго-восточном направлении на р.Чумляк, где казна отрезала им большой кусок земли из нераздельной вотчины Кара- и Барын-Табынской волости, на которой возникла еще одна Сартская волость.
Важнейшие моменты прошлого башкир рода Сарт, вопросы их диалекта и этнической идентичности, сведения по истории сел и деревень - обо всем этом подробно рассказывается в XХVIтоме «Истории башкирских родов». Книга выпущена Центром изучения исторического наследия Башкортостана «Шежере» под руководством историка Салавата Хамидуллина при финансовой поддержке Благотворительного фонда «УРАЛ».
Используя издания «Истории башкирских родов» Вы можете найти своих родственников, учтенных в ревизских сказках, переписях населения и других списках. Электронную версия доступна на сайте https://bashkirica.com. Для приобретения бумажной версии обратиться по телефону: 8-917-351-23-43