Фонд - генеральный спонсор:

Муртаза Рахимов: «И не такие трудности преодолевали»

Размер шрифта: A A A

Интервью первого Президента Республики Башкортостан.

- Страна и республика находятся на новом этапе политического и социальноэкономического развития. Сначала был суверенитет, которого «бери, сколько сможешь», потом – укрепление вертикали власти. И вот снова – децентрализация. Каким вы видите идеальные отношения центра и региона?

– Когда в 1990 году, вслед за РСФСР и рядом других союзных и автономных республик, мы принимали Декларацию о суверенитете, то преследовали главную цель – отстоять права республики, ее народа в ходе набирающего движение процесса политических реформ.


Как представители союзной республики мы были приглашены принять участие в Новоогаревских консультациях, которые должны были определить новые подходы к дальнейшему развитию единого союзного государства. Убежден, что выработанные там предложения могли стать началом обновления СССР, при сохранении его единства.

Почему оказался СССР в глубоком кризисе? Да невозможно было эту огромную махину в современных условиях экономической, культурной, политической глобализации реформировать, развивать исключительно командными методами, строя всех под один ранжир. Все регионы были в разных условиях и посвоему понимали приоритетность задач преобразования сложившихся отношений.

Сегодня, к сожалению, мы слишком далеко ушли в сторону централизации. Есть опасность повторения ошибок советского прошлого. Мне кажется, что это уже начинают понимать и в Москве. Поэтому возвращаемся к выборности глав регионов.

Есть же принятая российская Конституция. В ней определены базовые полномочия, права федеральной, региональной и местной властей. Ничего особого выдумывать нет необходимости. Обязанности всех уровней власти надо подкрепить реальным бюджетным федерализмом, чтобы были возможности свой уровень ответственности полноценно закрыть, не выбивать в центре деньги, а зарабатывать самим.

Владимир Владимирович Путин – очень сильный политик, но даже он без действенной, заинтересованной поддержки на местах не сможет в одиночку решить все социальные проблемы 142х миллионов россиян. Нужны руководители, погруженные в реалии жизни регионов, знающие их изнутри, хорошо представляющие себе, чем и как надо управлять, а главное – умеющие это делать.


Муртаза Рахимов на открытии больницы в селе Ильино-Поляна летом 2012 года. Фото Яны Москаль

Из Башкирии не уеду

- Пишут ли вам жители Башкирии? Подходят ли на улице? Что говорят?

– Подходят. Приятно, что у всех очень доброе отношение. С утра, пока шел на работу, несколько человек поздравили с наступающим Днем Республики. Говорят, праздник связан с вашим именем, а вас почемуто не было на торжественном собрании…

Отмечают, что знают о большой помощи, которую оказывает фонд «УРАЛ», удивляются, почему такие важные для Башкортостана дела не показывают по БСТ и замалчивают в республиканской прессе.

Писем много. Рассказывают о жизни в своих районах, городах, предлагают, как улучшить ситуации в сельском хозяйстве, промышленности, образовании… Интересуются, как дела у меня.

Те, для кого дело на первом месте, сожалеют, что не все задуманное удалось доработать. Есть такие, кто признается, что критиковали меня, пока был президентом, а сейчас, сравнивая те года с текущей ситуацией, многие говорят, что поменяли свое мнение и отношение.

- Все отмечают, что вы выглядите моложе своих лет. Как вам это удается?

– Когда постоянно в движении, в деле – стареть некогда.

- Некоторые руководители регионов после отставки уехали в Москву или вообще из страны. Вы тоже могли переехать, но - остались в Башкирии. Почему?

– Всю свою жизнь работал в республике и для республики. Отсюда никуда не уеду. Здесь же куда ни глянешь, везде частица твоих усилий, переживаний, воспоминаний. Работая президентом, всю республику проехал вдоль и поперек. Любой район, город республики возьми, везде чтото построили, реконструировали, открыли. А самое главное, что держит здесь – люди, с которыми все это созидали, прошли вместе через все испытания и трудности, и сейчас вместе продолжаем трудиться.

О Рустэме Хамитове

- Рустэм Хамитов уже два года у руля власти в Башкортостане, на ваш взгляд, что положительного было сделано в Башкирии за это время?

– Если вы помните, то два года назад мы ему обеспечили очень комфортные условия вхождения во власть, выбор федерального центра все восприняли с уважением. Дмитрий Анатольевич Медведев тогда попросил меня использовать весь свой авторитет для того, чтобы Р. З. Хамитов был принят в республике.

Несколько дней убеждал депутатов Госсобрания, министров Правительства отбросить обоснованные сомнения по поводу готовности предложенного кандидата справиться с ответственностью за республику. В итоге его утвердили единогласно. Хотя не скрою, что у меня были серьезные опасения, что человек, не имеющий достаточного опыта хозяйственной деятельности, долгое время не живший в Башкортостане, способен стать настоящим лидером нашей многонациональной республики.

К сожалению, жизнь показала, что высказываемые тогда сомнения подтвердились. Вы сами видите, какая идет кадровая чехарда. Например, в Нефтекамске, Учалах; в Министерстве промышленности поменяли уже третьего руководителя. Похожая ситуация в большинстве министерств, городов и районов. При таком подходе невозможно собрать работоспособную команду, удержать ситуацию в республике. В результате даже самая маленькая задача становится неразрешимой проблемой.

Сегодня команда Хамитова предпочитает не отчитываться за итоги своей работы, а постоянно искать виноватых и давать очередные обещания. По всем направлениям, которые он с таким жаром критиковал в 2010 году, улучшений нет, а вот примеров ухудшения ситуации более чем достаточно.

В сельском хозяйстве сломали основы материальной базы МТС. Исчезла личная ответственность первых лиц республики и глав районов за результат. Это же не укладывается в голове, что теперь обычным делом стало в период посевной и уборочной страды всем им спокойно уходить в отпуск. Поэтому не случайно, что уже второй год идет деградация системы агропроизводства. Мы уже не первые по надоям молока, как публично заявляется, а пятыешестые, и не 500 тыс. коров у нас, как убеждает президент Р. Хамитов, а осталось только 115 тыс. в молочном стаде, и это официальные данные Минсельхоза России.

В прошлом году значительную часть урожая отправили под снег. В этом году вместо четкой организации полевых работ, своевременного обновления парка техники, строительства новых водохранилищ, от руководителей хозяйств требуют только «красивых» отчетов. А люди же все это видят и формируют соответствующее мнение о власти.

Пропала практика соревнований между районами, знакомства глав с лучшими достижениями в сельском хозяйстве, проведения семинаров, республиканских советов на местах.

До 2010 года в республике ежегодно вводилось до 40 школ. Сегодня идет обратный процесс – школы закрывают. А ведь нет школы – пропадает деревня, кто же будет кормить Россию, откуда пойдут истоки национальной культуры? В Татарстане до сих пор лично перед президентом Р. Миннихановым отчитываются за каждую школу.

А у нас президент Хамитов заверяет, что ни одна школа закрыта не будет, а из всех районов идет поток писем от родителей о том, что в деревнях школы закрывают. Почему же Президент Башкортостана не наказывает виновных за неисполнение его указаний? Или он так перекладывает на них свою ответственность?

Сегодня государственная республиканская пресса обо всем этом молчит. Ни одного проблемного репортажа о том, почему не вовремя проходит посевная и уборочная, почему наш строительный комплекс не в состоянии нормально работать, почему сокращаются доходы бюджета, хотя заявляется, что идет экономический рост. Вместо серьезного разговора, изучения реальных проблем, стало больше увеселительных передач.

Если в Татарстане дважды в неделю выходит программа «Родная земля», в которой подробно рассказывается о проблемах и достижениях сельчан, то у нас это все сводится к лубочным репортажам о «молочных странах» – картонной корове и литрам выпитого молока.

По-моему, уже самих журналистов начинает раздражать это постоянное пускание пыли в глаза.

Меня удивляет, что по выходным руководителей районов и городов найти невозможно – они отдыхают. Сейчас раздолье для тех, кто равнодушно относится к своим обязанностям, их очень обрадовало снятие реального контроля за их деятельностью. А ведь именно сейчас надо работать много, а не сводить всю деятельность к поиску мифических врагов, и аппаратным разборкам и отвлечением сил и средств на «показуху».

- Вы отстроили достаточно эффективную систему управления республикой, в частности, при вас у Башкирии были достаточно хорошие показатели по социальноэкономическому развитию региона в стране. У вас был свой фирменный стиль управления? В чем он заключался?

– Находить профессионалов своего дела, объединять их в команду. Ставить посильные задачи и жестко спрашивать за их выполнение.

Ни на кого не перекладывал ответственность. Все проблемные вопросы обязательно тщательно изучались, и по ним принималось единое, обязательное для выполнения, решение.

В мое время был работоспособный профессиональный кабинет министров, который все проблемы знал и решал. У президента Башкортостана был один советник и один помощник.

А сейчас помощников и советников полтора десятка и при каждом штат чиновников. И это под разговоры о сокращении госаппарата. При этом качество принимаемых решений, их проработанность снизились неимоверно.

Десятилетиями отработанную систему ломали, а новую не создали. Если так уж нужно было перераспределить полномочия в правительстве, так сделайте это грамотно. Внесите сначала изменения в Конституцию республики, в закон «О правительстве…», затем, в соответствие с этими правовыми нормами, проводите реформу системы управления.

Странную позицию при этом занимает Госсобрание и его Председатель К. Б. Толкачев. Почему нет заметной реакции с их стороны на эти радикальные изменения политической системы республики? Складывается впечатление, что игнорирование позиции депутатского корпуса республики становится обыденным явлением. Без присутствия президента, без гимна их сессии похожи на заседания клуба любителей чтения законов.


Муртаза Рахимов, генералы Михаил Закомалдин и Игорь Горбач провожают бойцов спецназа, которые отправляются на боевое задание на Северный Кавказ. Фото Яны Москаль

Отстаем от Татарстана. Больно...

- Что касается социальноэкономического развития страны, республики, Уфы – за что у вас, образно говоря, «сердце болит» больше всего?

– Медленно обновляем технологическую базу, до сих пор больше разговоров о модернизации, чем реальных результатов. За 2 с лишним года ничего значительного не построили, пока завершают только ранее начатые заделы, при этом критикуют и даже готовы снести построенные объекты. Например, Юмагузинское водохранилище. В последние засушливые годы, если бы не оно, половина населения республики от Мелеуза до Уфы страдала без воды. Во многих районах десятки построенных прудов и водохранилищ спасали в этой сложной ситуации.

Мы в свое время создали лучшую в стране систему санаторнокурортного лечения, дали там интересную работу местным кадрам, увеличили бюджетную базу районов. Это и была реальная забота о здоровье людей. Красноусольский, ЯнганТау, ЯктыКуль, Ассы – эти санатории теперь знает вся страна. Сегодня в этом приоритетном направлении никакого развития.

Под разговоры, ожидания внешних инвестиций, сдаем свои позиции. Раньше Башкортостан стабильно был в числе лидеров в России, мы на равных конкурировали с Татарстаном по всем основным показателям. Сегодня безнадежно отстаем. Становимся региономсереднячком. О главной проблеме уже говорил – это кадры. Самые перспективные кадры из республики забирают соседние регионы, особенно Татарстан.

Проблемы эти растут как снежный ком, и складывается впечатление, что в Башкортостане их решать некому. Видимо, и наставлений федерального центра уже тоже недостаточно. Нужны серьезные и комплексные управленческие решения, поскольку речь идет не об отдельных улучшениях в работе государственного аппарата, его работу придется заново организовывать. Время на косметический ремонт уже упущено.

Не мешайте делать добрые дела!

- Что в планах у Благотворительного фонда «УРАЛ»? Какие новые направления?

– Семь направлений нашей деятельности определены. С марта 2006 года оказали помощи на сумму свыше 16,7 млрд руб., налогов заплатили более 15,5 млрд руб. Весь основной капитал в 64 млрд руб. работает на благо жителей нашей республики. В этом году реализуем более 150ти проектов, на которые уже направили почти 3,4 млрд руб. Это огромная работа, нужная для Башкортостана, и поддержка десяткам тысяч людей, в том числе тем, у кого больные дети, пострадавшим от пожаров, инвалидам и многим другим.

В этом году 500 млн рублей направляется в сферу здравоохранения –
это закупка уникального для республики оборудования, капитальный ремонт обветшавших больниц, индивидуальная помощь детям, которые не попадают в федеральные квоты на оказание бесплатной медицинской помощи.

В образовании реализуется больше 20ти проектов: строительство, ремонт, оснащение детских садов, школ, учреждений профессионального образования. На это направление выделено свыше 410 млн руб.

Близко к завершению строительство четырех ФОКов, продолжается выплата компенсаций участникам программы «Свой дом» для проведения инженерных коммуникаций. На социальные и инфраструктурные проекты направляется свыше 550 млн руб.

Могли бы сделать и больше, но действует запрет Рустэма Закиевича на обращение к нам бюджетных организаций. Он его озвучил публично во всероссийской газете «Ведомости» 9 февраля 2011 года и отменять не спешит. Многие руководители опасаются обращаться к нам, поскольку примеры, когда за такие письма снимали с работы, им хорошо известны.

Поэтому не может заработать наша благотворительная программа поквартального финансирования всех детских домов и коррекционных школ Башкортостана. А она действовала до февраля 2011 года. Как минимум 64 воспитательных учреждения республики за эти полтора года могли получить от нас около 130 млн руб. Это что, лишние деньги для 5300 сирот и детейинвалидов?

Мы предложили взять на себя финансирование строительства Соборной мечети, высказав лишь одно пожелание: никаких посредников, деньги даем только напрямую и ведем строгий контроль за их расходованием. Наше предложение проигнорировали, стройка так и стоит.

Зачем тогда рассуждать о благотворительности? Зачем заставлять бюджетников отдавать свои взносы в частные фонды, когда отсутствует желание выполнять требования федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», где сказано, что органы власти обязаны не препятствовать деятельности благотворительных фондов, а осуществлять помощь и поддержку их деятельности? Просто не мешайте помогать людям крупнейшей общественной благотворительной организации России.

Мы везде видим добросердечное отношение к нам, искреннюю благодарность за помощь, но только не у главы Республики Башкортостан. Удивляет его непонимание, что наша деятельность, прежде всего, нужна жителям Башкортостана, позволяет решать их насущные проблемы. А нам, чтобы помочь погорельцам Урмана, Приютово, Буздяка, Зилаира, приходилось преодолевать искусственно созданные административные преграды!

Как бы не складывались личные отношения, почему он заложником своих обид делает людей, которым нужна, остро необходима социальная поддержка? На этот вопрос так и не могу получить ответ.

А в целом работать продолжаем. Преодолевали и более серьезные трудности.

Ничего само по себе не создается, и Башкортостан развивался, и в дальнейшем будет процветать, прежде всего, благодаря настрою людей на созидание, их любви к своему отчему краю и умению жить в мире и согласии. Именно на эти качества наших людей опирались те решения, которые были приняты 22 года назад.

Поздравляю всех, кому близок и дорог наш край, с прошедшим Днем Республики. Желаю счастья и здоровья. Пусть вас минуют невзгоды и несчастья, а радость и благополучие приносят ваши добрые дела.

А какими вы видете идеальные отношения центра и регионов?