Первый президент Республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов в годы своего правления уделял большое внимание решению социальных проблем, строительству инфраструктуры для жителей отдаленных деревень. К примеру, в деревне Габдюково Белорецкого района были построены мосты, современная школа с компьютерным классом, проведена полная электрификация и телефонизация и еще многое другое. Восемь раз он приезжал сюда, лично контролировал ход работ. После трагического наводнения Муртаза Губайдуллович не оставил в беде сельчан: по решению Совета Благотворительного фонда «УРАЛ» жителям деревни, пострадавшим от стихийного бедствия, выделено два миллиона рублей.
Днем 8 апреля по реке Инзер пошел лед. Река опасна тем, что местами делает изгибы под острым углом и в этих углах происходит нагромождение льда, вода упирается в тупик.
Несколько километров ниже по течению от деревни Габдюково случился ледяной затор, талые воды стали стремительно выходить из берегов, заполнять все по руслу реки. Сельчане об этом не знали…
- Время было ближе к полуночи. Мы только после бани и собирались было спать. Сноха забеспокоилась, услышав странный шум на улице. Вышла на улицу и тут же забежала обратно: «Нас затапливает, надо спасаться». Мы с мужем выглянули за дверь, вода и лед, быстро поднимаясь, уже кружились у порога.
Муж стал быстро накачивать резиновую лодку, а мы со снохой одели в теплую одежду детей и подняли их на чердак. Вода пошла в дом. Мы с мужем решили спасать животных. На лодке, держась за стену, бельевую веревку и забор, пробрались в сарай, открыли клеть и стали затаскивать в лодку теленка, который от испуга стал сильно брыкаться и вырываться. Муж сказал, что так мы погибнем вместе с животными, лучше только самим спасаться.
В водовороте у мужа выбило из рук весла, и мы гребли к дому уже руками, пока муж не подобрал палку. С трудом мы заплыли в дом, где уже плавала вся мебель и домашняя утварь, в воде лежали высокий холодильник, телевизор.
Мы поднялись на крышу дома и стали ждать помощи… (Из рассказа Халисы Галлямовой).
- Дома я была одна, муж находился в больнице. В одно время на полу появилась вода, которая стала быстро подниматься. За мной прибежал родственник в болотных сапогах, но из дома выбраться уже было невозможно – кругом была глубокая вода и лед. Мы поднялись на крышу. Многие электрические столбы были сбиты и повалены, провода искрили. Сосед кричал с крыши сарая, чтобы позвонили в электросеть и отключили свет, иначе он с пятью детьми погибнет от поражения тока.
До сих не могу успокоиться. Мы жили на верхней улице, где наш дом сгорел во время пожара. Тогда сгорели семь домов. Построились внизу деревни, а тут потоп. Особенно жалко погибших в сарае животных: две лошади, две коровы, две телки, теленок и две овцы. Всего десять голов. Как и на что теперь жить…(Из рассказа Фаузии Юсуповой).
- Из-за затора в нижнем течение Инзера паводковая ситуация в Габдюково складывалась очень стремительно и драматично. Еще бы несколько часов и многие люди, которые спасались от воды и льда на крыше и чердаках своих домов, повторили бы участь города Крымска в Краснодарском крае.
На счастье тонущих людей сверху по Инзеру неожиданно прошла большая волна воды и льда (видимо выше прорвало еще один затор), которая пробила нижний ледяной затор, и вода постепенно ушла.
В прежние годы спасатели совершали на вертолете облет реки, выявляли заторы, взрывали или предпринимали другие меры для обеспечения безопасности. Поэтому подобных потопов здесь не знали с 1946 года.(Из рассказа Шавката Салаватова, главы Администрации Зуяковского сельского поселения).
Ущерб от наводнения для сельчан огромен. Погибло много домашнего скота, птицы, пчелосемей. Вода смыла постройки, срубы, лесоматериал. Вышли из строя автомототранспорт, бытовая техника, мебель, домашняя утварь, одежда, продукты питания, размыло огороды. От длительного нахождения в ледяной воде, некоторые люди заболели. В пору бы им помочь полечиться в санатории Ассы, что находится рядом.
Если верить словам пострадавших, то получается необъяснимая ситуация: ответственные лица, наделенные государством соответствующими обязанностями, правами и полномочиями, получающие за это зарплату, не выполнили свои должностные обязанности. То есть, специально обученные работники МЧС на мощных катерах и автовездеходах прибыли, когда спасать уже было не кого, а районные власти тоже остались в стороне, не проявили должного внимания, сострадания, не спешат с помощью пострадавшим.
В ту ночь с 8 на 9 апреля жители деревни Габдюково остались наедине со страшным наводнением, чудом не смывшим детей, взрослых и стариков. Жертв не было, так как сельчане мужественно спасали сами себя, помогали соседям.
После наводнения жители искали, находили и извлекали из-под завалов погибших животных, ставили упавшие электрические и телефонные столбы, приводили в порядок снесенные заборы, ворота, постройки и многое другое.
Рассказывают также, что после наводнения в Габдюково побывало районное начальство, которое с ходу огорошило мокрых, замерзших, голодных и пребывающих в шоковом состоянии сельчан заявлением: никакой помощи не будет, не ждите. Люди устало понурили головы и с грустью смотрели на модные ботинки районного начальства…
А как обойтись без помощи после такой катастрофы?!. Жители деревни живут и работают в республике, многие в структуре российских железных дорог, в бюджетных организациях, платят налоги, часть которой, безусловно, идет на содержание все той же службы спасения и чиновничьего аппарата.
По иронии судьбы, разговор главы района и пострадавших происходил на сухом пятачке у реки, перед мостом с названием «Бердамлек», что в переводе означает «единстсво», «единение». Действительно, мост еще крепче объединил две стороны одной деревни, одна из которых, находящаяся пониже наиболее сильно пострадала от наводнения.
Но в этот тяжелый момент невольно возникает вопрос: а есть ли единство власти и народа? К сожалению, вопрос остается открытым пока не будет действенной помощи и должной заботы пострадавшим от властных структур, как района, так и республики.
По дороге в Уфу эти печальные рассуждения были прерваны оптимистичным радиособщением: «Россия готова оказать помощь европейским странам, терпящим бедствие от наводнений…»
Информационная служба
Благотворительного фонда «УРАЛ»