Фонд - генеральный спонсор:

«ЛОШАДЬ - ЭТО ЦЕЛЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР!» Интервью Натальи Никитиной газете «Ваш доктор»

Размер шрифта: A A A

Центр иппотерапии при поддержке фонда «УРАЛ» помогает инвалидам встать на ноги

В Уфе есть место, которое можно назвать райским для всех «необычных» детей. Это Республиканский центр иппотерапии. Здесь дети проходят реабилитацию, учатся ходить, говорить, общаться. И все это достигается одним лишь методом - при помощи верховой езды. Об особенностях этого метода лечения детей-инвалидов - в беседе с директором центра Натальей Никитиной.

- Наталья Анатольевна, наверняка не всем понятно, как может лечить верховая езда. Объясните, пожалуйста, в чем суть иппотерапии?

- Верховая езда позволяет человеку войти в механизм правильного движения. Когда человек садится на лошадь, и она идет обычным шагом, во всем теле начинают работать мышцы, которые задействованы при ходьбе. То есть сложные трехмерные движения, которые совершает лошадь, заставляют работать наше тело именно так, как это происходит, когда мы двигаемся. При этом задействуются практически все группы мышц спины, туловища и конечностей, способствуя снижению спастичности мышц и увеличения разведения ног в тазобедренных суставах. Разнообразие движений и ощущений, которые получает всадник в системе иппотерапевтической реабилитации, не может быть восполнено никаким другим известным способом. Можно сказать, что иппотерапия - это имитация ходьбы человека. Сейчас уже и медицинские работники говорят, что лошадь - это целый реабилитационный центр. После наших занятий дети, которые могли произносить только звуки, начинают проговаривать отдельные слова, учатся строить целые предложения. Практически у всех детей улучшается осанка, увеличивается амплитуда движений, есть дети, которые встают из инвалидных колясок и потихоньку начинают ходить сами. Конечно, это происходит не сразу, достижение положительных результатов растягивается по времени. Верховая езда - это труд. И без помощи родителей ребенку тут не обойтись: только не пропуская занятия, повторяя некоторые упражнения еще и дома и по много раз, можно добиться успеха. Многие родители это понимают и приветствуют. Но, к сожалению, встречаются еще и такие родители, которые «прячутся» за своего ребенка-инвалида. Им дают пособие, и их это устраивает, развивать своего ребенка они просто не стремятся. Есть и такие, которые просто стесняются своих детей и тоже не хотят ничего менять.

- С какими группами детей вы работаете?

- У нас занимаются дети с диагнозом ДЦП. Изначально это был наш приоритет, потому что иппотерапия очень хорошо помогает прежде всего детям с этим диагнозом. Есть также дети с расстройством аутистического спектра, у нас их большая группа, и результаты просто замечательные. Также у нас занимаются ребята с умственной отсталостью, задержкой психоречевого развития, с синдромом Дауна, со сколиозами.

- Что главное в работе с такими детьми? Как установить с ними правильный контакт?

- Главное - это знания и опыт инструктора. Лошадь - это связующее звено. Чтобы выстроить реабилитационную программу для ребенка, его нужно посадить на лошадь. Но, конечно, если ребенок только пришел и еще не адаптировался, выражает страх или протест, ни в коем случае нельзя его брать и насильственно сажать верхом. Ведь эти страхи и отрицательные эмоции могут закрепиться очень надолго, и гораздо сложнее будет потом выводить ребенка из этого состояния. Инструктор должен учитывать многие факторы, например, на какой лошади ребенку сегодня заниматься не просто комфортнее, а необходимо по физиологическим и психологическим показателям на данный момент. Все лошади разные по телосложению, по характеру, и одна и та же лошадь не может подойти всем детям.

- Наталья Анатольевна, инструкторы проходят для этого специальные курсы?

 - Тут одних курсов недостаточно, хотя без обучения на них, конечно, не обойтись, более того, они обязательны для каждого иппотерапевта. Но для достижения положительных результатов учиться работать с такими детьми нужно постоянно, используя любую возможность поучаствовать на семинарах, мастер-классах, конференциях, получить консультации в области психологии, педагогики, медицины и, конечно, иппотерапии, поскольку иппотерапия - это сплав, симбиоз многих наук, и здесь нужно работать в тесном сотрудничестве со всеми специалистами, а также с родителями. У нас на сегодняшний день - четыре инструктора и два помощника, но даже помощником инструктора стать непросто. Одна из наших девушек, например, готовится к тому, чтобы стать инструктором-иппотерапевтом и помогает на занятиях, набирает необходимый опыт уже три года. Нельзя просто любить лошадь, быть конником-спортсменом или частным владельцем лошади и заниматься иппотерапией. Здесь обязательно нужны специальные знания, которые необходимо подкреплять как можно чаще.

- Случается ли такое, что ребенок ведет себя агрессивно?

- Да, такие дети у нас были, к счастью, их единицы. Могли в кровь руки инструктору расцарапать, у лошадей гриву вырывать, но нам хватило опыта и знаний, а нашим лошадям - воспитания, чтобы перевести внимание ребенка, снять его эмоциональный всплеск.

- Сколько длится один курс реабилитации?

- Если честно, мы не стремимся выделять занятия курсами. Если это ребенок с заболеванием ДЦП, да еще с сильной спастикой, то ему желательно ходить постоянно, не менее 2 - 5 лет. Эффект будет намного сильнее и закрепится надолго, к тому же в этом временном интервале есть возможность участия в соревнованиях по паралимпийской выездке, что детям не просто очень нравится, а они горят желанием выступать. Мы сами назначаем и контролируем необходимый курс иппотерапии для каждого ребенка. В среднем, все дети должны заниматься не менее 2-х раз в неделю. Время варьируется в каждом конкретном случае. Если ребенок физически очень слабый, то первые занятия идут по 5-10 минут. Нагрузка нарастает постепенно, и в итоге мы доводим занятие до 30 минут. Перед соревнованиями, перед конными праздниками время увеличивается, и занятия могут проходить ежедневно.

- Наталья Анатольевна, наверняка, не каждая лошадь подойдет для иппотерапии. Как вы их отбираете?

- Конечно, не каждая. Общепринято, что для иппотерапии используются в основном мерины - кастрированные жеребцы. Они, безусловно, спокойнее и идеальны для занятий с детьми. С каждой лошадью мы работаем, общаемся, воспитываем их, учим играм, различным командам ежедневно, по несколько часов. Как это ни удивительно, но лошадь тоже необходимо социализировать, приучать к человеку, готовить к занятиям, к взаимодействию с детьми.

- К детям, с которыми вы занимаетесь, в обществе предвзятое отношение. Как вы помогаете им преодолевать это?

- Действительно, иногда приходится наблюдать неправильное отношение к таким детям. Огорчает, что чаще всего грубость, бестактность, равнодушие и непрофессионализм имеет место быть именно у специалистов - педагогов в школах, медицинских работников в поликлиниках. Я не могу назвать это злостью, мне кажется, такие люди просто необразованны и должным образом не воспитаны. Это хамство очень негативно действует на родителей, которые готовы были сделать что-то для своего ребенка, но после этого у них просто опускаются руки. И все-таки само общество, конечно, меняется в лучшую сторону. Благодаря тому, что наш коллектив - педагоги с высшим образованием, создается теплая, комфортная обстановка для проведения занятий. Весь наш комплекс мероприятий направлен на более полную социализацию каждого ребенка.

- У вашего центра, как и у любой другой некоммерческой организации, наверняка, множество проблем. О чем вы мечтаете?

- Прежде всего, чтобы наш постоянный спонсор Благотворительный фонд «Урал» продолжал финансирование. Нас он финансирует уже на протяжении 5 лет, наши достижения и результаты - это и его заслуга тоже, за что ему огромная благодарность за понимание всех наших проблем и поддержку. Хотелось бы, чтобы решился положительно вопрос по оформлению дополнительного зарезервированного для нас участка земли. Это позволит уже построить современный, с доступной средой иппотерапевтический комплекс. Кроме того, необходим коневоз, поскольку сейчас нет возможности вывозить на Чемпионат и Первенство России по паралимпийской выездке наших лошадей, на которых дети постоянно занимаются. Дети-то выезжают, но вынуждены выступать на чужих лошадях, а это, конечно, сказывается на результатах. А ведь любой выезд на соревнования для таких детей - это огромный стимул для социализации. Надеемся все же на понимание властей. К сожалению, у многих людей стереотип такой, что для полной счастливой жизни нужны только деньги, машина, квартира, а о духовной составляющей, о доброте, о том, как помочь ближнему, не все думают. Можно начать с малого, хотя бы с лошади. И может тогда общество начнет меняться к лучшему.

Беседовала Наталья Кузнецова